Возобновляемые источники дискуссии
Рынок может заплатить еще 0,9 трлн руб. за ВИЭ
Министерство предлагает через конкурс отбирать проекты ВИЭ не по CAPEX, а по одноставочной цене (включают CAPEX, OPEX и доходность), ежегодно снижая потолок тарифа.
Часть оборудования по новым ДПМ ВИЭ инвесторов обяжут поставлять на экспорт, введя понижающие коэффициенты к плате за мощность при невыполнении нормы. Но министерство против ужесточения требований к локализации и выступает за «обоснованные цены ВИЭ за счет конкурентных механизмов».
В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) тоже предлагают выбирать проекты по одноставочной цене с ее постепенным снижением. Но ВИЭ нужно поддерживать не только за счет оптового энергорынка, считают в ассоциации, учитывая также механизмы льготного кредитования (субсидирование процентных ставок), предоставление налоговых льгот и др.
В Минэнерго предложения «в стадии разработки». Минпромторг поддерживает новую программу в объеме 10 ГВт, но хочет роста локализации до 100% для солнечной генерации, до 90% — для ветрогенерации. На экспорт, по мнению Минпромторга, инвесторы в ВИЭ должны поставлять не менее 10% от ежегодного выпуска с ростом до 30% к 2035 году.
Глава Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев согласен, что рост экспорта оборудования ВИЭ — сектора, который последние десять лет растет в мире на 17% в год — одна из приоритетных задач. Фиксация экспортных обязательств от 10 до 30% от годовых объемов выпуска достижима «при условии возможности привлечения льготного экспортного финансирования под такие проекты», полагают в Ассоциацию предприятий солнечной энергетики. Тогда, по оценке ассоциации, объем экспорта оборудования солнечного кластера составит около 1,2 ГВт. В «Роснано» считают, что требования Минпромторга по экспорту и локализации достижимы только при продлении программы в объеме 10 ГВт.
Заместитель директора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко отмечает, что до настоящего момента Минэкономики публично представляло «более взвешенную позицию», учитывающую интересы промышленности и экономики в целом, «предлагая дифференцировать меры поддержки ВИЭ и сокращать нагрузку на бизнес». «Причина кардинальной и скоропостижной перемены в позиции ведомства, особенно с использованием аргументов вне сферы своей компетенции, непонятна»,— говорит Валерий Дзюбенко.
По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», новые ДПМ ВИЭ повысят конечные цены для потребителей на 2–2,5%. Он отмечает, что ЕС, США и Китай двигаются в сторону введения налога на СО2, и если РФ не сможет обеспечить поставки низкоуглеродной энергии российским экспортерам — например, металлургам,— те могут столкнуться с существенными ограничениями со стороны покупателей.