Вырастут ли цены на топливо?

В правительстве обсуждают новые предложения по взаимодействию с нефтяниками.

Цены под присмотром

Проблемы с ценами на топливо в России возникли весной 2018 г., когда на АЗС средняя стоимость топлива взлетела более чем на 20 %. Всего за прошедший год цены производителей на бензин выросли на 11,2 %, на дизтопливо – на 29,8 %. Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба подписали соглашения о стабилизации рынка топлива с 1 ноября по 31 марта 2019 г. с десятью крупными нефтекомпаниями.

По соглашению компании повысили розничные цены с 1 января не более чем на 1,7 % (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля индексируют их равномерно так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6 %). Договор также предусматривает рост объемов продажи автомобильного топлива в 2019 г. на 2 %, при нарушении этих требований правительство может ограничить экспорт нефтепродуктов путем введения заградительных пошлин. В конце марта власти приняли решение продлить действие соглашений до конца июня. В обмен на это компаниям пообещали снизить нормы поставок топлива на внутренний рынок и увеличить компенсации из бюджета.

Меры ручного управления пока предотвращают скачки цен на бензин на внутреннем рынке. Для этих целей применен демпфирующий механизм – система выплат компаниям обратного акциза на нефть в зависимости от коньюктуры мирового нефтяного рынка. Такая схема призвана снизить влияние мировых цен на внутренний топливный рынок и простимулировать нефтяные компании продавать продукцию на отечественном рынке.

В мае Росстат сообщил, что оптовые цены на бензин увеличились на 17,5 % по сравнению с апрелем. В правительстве пояснили рост цен ранее избыточным предложением бензина при низком спросе и увеличением доходности мелкого опта и розницы. Таким образом, оптовые цены отыграли уровень, близкий к экспортной альтернативе. Кроме того, биржевая цена на бензин не только не превысила, но даже оказалась ниже цен годовой давности на 7 %. Минэнерго на тот момент отметило также, что динамика розничных цен на моторное топливо соответствует соглашению с нефтяниками.

Биржевые цены как регулятор рынка

Однако уже в июне розничные цены на бензин поползли вверх. К середине июня рост цен на бензин обратил на себя внимание правительства. Дмитрий Медведев поручил проверить информацию о резком взлете цен на бензин в Сибири и на Дальнем Востоке. Эксперты уверены, что цены на бензин будут расти и дальше. Главный вопрос – какими темпами и как они будут регулироваться.

Месяц назад вице-премьер Антон Силуанов утвердил «дорожную карту» по системному развитию организованных торгов на товарных рынках, формированию рыночных цен на ключевые группы товаров, привлечению хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах. Документ устанавливает, что одним из направлений развития конкуренции является биржевая торговля товарами, включая формирование биржевых и внебиржевых индикаторов цен на нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения, химическую и нефтехимическую продукцию. Таким образом, биржевые торги могут со временем стать универсальным инструментом, который позволит сформировать прозрачное ценообразование с учетом спроса и предложения и тем самым стабилизировать цены.

По мнению начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Дмитрия Махонина, внутренние цены определяются биржевыми котировками, и биржа – это зеркало рынка, которое отражает баланс спроса и предложения. Антимонопольная служба констатирует, что ликвидность биржевых торгов с каждым годом возрастает, так как на постоянной основе торгуют не только доминирующие субъекты, но и мелкие компании, развивается ряд механизмов мелкооптовой биржевой торговли. Биржевые котировки учитываются при расчете разного рода субсидий, тарифном регулировании, при проведении госзакупок. Поэтому если ввести для независимых НПЗ требования о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже, это будет содействовать стабилизации рынка, полагают в ФАС.

Сколько экспертов, столько мнений

В правительстве утверждают, что рынок достаточно стабилизирован, чтобы повторился сценарий 2018 г., но вместе с тем готовят новые предложения для нефтяных компаний, которые должны будут удержать розничные цены на заправках.

«Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство, и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо выше равномерного ежемесячного темпа мы выполним. До конца года рост стоимости не должен превышать текущих темпов инфляции», – пообещал вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК.

В рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2019 глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что стоимость литра бензина до конца года будет расти в пределах инфляции, и такая же динамика будет наблюдаться в 2020 г. По заявлению главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, темпы роста цен на бензин в России в ближайшее время останутся сдержанными. В Центре исследований реальной экономики при РЭУ им. Г. В. Плеханова посчитали, что отказ от продления действующего соглашения не приведет к росту цен на топливо выше уровня инфляции, спрогнозированного ЦБ России, а это 4,7 %.

Скептически настроенные эксперты ожидают подорожания топлива даже в случае продления действующего соглашения. В связи с этим Российский топливный союз (РТС), объединяющий розничных трейдеров моторного топлива, направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, в котором предупредил о возможном риске резкого скачка цен на бензин. По мнению экспертов, ситуация может быть сопоставима с событиями весны прошлого года. «По состоянию на 20 мая биржевые цены на бензин и дизельное топливо на большинстве базисов поставки с учетом логистики достигли или превысили уровень соответствующих индикативных мелкооптовых цен, причем на дальневосточных базисах уровень биржевых цен на дизельное топливо выше индикативных мелкооптовых цен на восемь-девять тысяч рублей за тонну», – говорится в письме. По мнению инициаторов обращения к вице-премьеру, на рост цен могут повлиять сокращение объема производства в связи с весенним ремонтом на НПЗ, снижение поставок на внутренний рынок на фоне роста спроса из‑за вытеснения с рынка суррогатного и контрафактного топлива, а также увеличение поставок топлива на экспорт. Кроме того, РТС называет действующую конфигурацию демпфирующего механизма одной из причин возможного роста цен.

Сами нефтяники неоднократно высказывались за отмену сдерживания цен, ссылаясь на издержки, которые они несут из‑за демпфирующего механизма. На ПМЭФ-2019 глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил надежду на возврат «к рыночным формам регулирования и принципам ценообразования», что на деле может привести к росту цен.

МНЕНИЕ

Григорий Баженов, руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза:

– В целом, если мировая конъюнктура сохранится в текущем состоянии, то мы не ожидаем резкого скачка цен на топливо. Ожидаем постепенный рост в пределах инфляции в соответствии с целями, установленными регуляторами.

Правительство использует ручное управление, которое заключается в директивной установке приемлемого уровня цен и принуждении нефтяных компаний увеличивать объемы продаж нефтепродуктов на АО «Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа». В качестве «кнута» для крупных нефтяных компаний выступает угроза введения заградительных экспортных пошлин и обсуждение возможности внедрения экспортного лицензирования. «Пряником» выступают выплаты НПЗ из бюджета в рамках демпфера. С нашей точки зрения, эти меры неэффективны, так как система не предполагает автоматического функционирования, она слишком зависит от ручного управления и позиций торга между нефтяниками и регуляторами. Поэтому в случае резкого изменения цен на нефть на мировых рынках это может привести к резким ценовым скачкам на внутреннем рынке. Оптимальным было бы снижение налоговой нагрузки на потребителей посредством отмены акцизов на топливо и либерализация розничных цен. В этом случае рынок сам бы корректировал приемлемый для потребителей уровень цен.

контакты

107076, Россия, Москва
ул. Электрозаводская, 33, стр. 4