Модернизации быть

Президент России поддержал основные положения программы модернизации старых тепловых электростанций, предлагаемой Министерством энергетики.

На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности, состоявшемся в Кемерове в конце августа, глава государства отметил, что за последние годы удалось существенно нарастить возможности тепловой генерации, обновить ее структуру, повысить устойчивость и эффективность работы станций. Определяющую роль в этом процессе сыграл механизм договоров на поставку мощности, в основе которого лежали обязательства инвесторов по вводу новых мощностей после приватизации энергетических объектов на достаточно комфортных для бизнеса условиях. Сегодня же речь должна вестись о строительстве ресурсосберегающих экологических станций, которые заменят устаревшие, ненадежные установки с низкими экологическими стандартами и экономической отдачей.

Историческое решение

– Сделать это нужно с максимальной опорой на оборудование отечественного производства, вплоть до его стопроцентной локализации, если изначальным источником являются наши иностранные партнеры. Нужно определить стабильные источники финансирования модернизации тепловой энергетики. Прошу Минэнерго самым внимательным образом отнестись к этому вопросу и проанализировать все резервы рынка, – сказал Владимир Путин. – При этом хотел бы подчеркнуть: капитальные вложения не должны перекладываться на плечи потребителей. Сейчас в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов. В итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода. Есть предложение изменить эту ситуацию путем внедрения эталонного принципа формирования тарифов.

Министр энергетики России Александр Новак назвал поддержку президентом новой программы модернизации тепловых мощностей историческим решением, отметив, что по сути это новый инвестиционный этап основных фондов, которые имеют значительный износ.

По оценкам ведомства, программа модернизации обойдется в 1,5‑2 трлн руб. По словам замминистра энергетики Вячеслава Кравченко, инвестиции будут браться с рынка. Кроме того, он не исключает, что финансовые условия, которые предложат в рамках программы модернизации, понравятся и зарубежным инвесторам. Тем более что закладываемая ведомством доходность довольно высока – 10‑12 %.

Найти разумное сочетание

Ситуация такова, что на данный момент в модернизации нуждается около 20 % всей установленной в России мощности. Учитывая, что отечественная энергетика – одна из самых старых в мире: средний возраст генерирующего оборудования приблизился к отметке 35 лет, возникают риски того, что оно может работать ненадежно. Следовательно, откладывать модернизацию «на потом» не стоит.

Как сообщил Вячеслав Кравченко, Минэнерго разработало проект программы модернизации тепловой энергетики:
– Данная программа рассчитана на десять лет: начиная с 2022 года ежегодно мы будем модернизировать порядка четырех гигаватт установленной мощности. По итогам программы должно быть обновлено порядка 40 гигаватт. Немаловажно, что программа рассчитана не на конкретные энергообъекты, а на количество гигаватт.

В конце июля ведомство разослало документ на согласование во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, затем внесло его на рассмотрение в правительство РФ.

– Прежде всего, мы предложили сдвинуть конкурентный отбор мощности на декабрь, модернизацию будем проводить в ноябре перед коммерческим отбором мощности (КОМом), поскольку ее необходимо учитывать в результатах КОМа. КОМ будет не четырехлетний, а шестилетний, будет его индексация за три года. Всего КОМ должен прирасти на 20 %. Что касается самой модернизации: планируем сделать первый «залп» с 2022 по 2024 год. Суммарная мощность проектов, отобранных в программу, составит 11 ГВт, – комментирует замминистра. – Попавшие в этот отбор и выигравшие его первый год будут получать тариф по цене КОМа, а последующие – по цене выигрыша. Это сделано для того, чтобы вписаться в уровень инфляции в промежутке с 2022 по 2024 год, тем более происходит наложение двух факторов: непосредственно повышение КОМа и поступление дополнительных средств от модернизации. Предлагаемая конструкция позволит нивелировать эффект от модернизации. Мы установили перечень мероприятий, в числе которых два обязательных – замена котельного и / или турбинного оборудования; также предусмотрены дополнительные опции по замене генератора, градирни, корпуса, для угольных станций – трубы, фильтры, системы топливоподачи и хранения отходов. Все эти мероприятия оцифрованы, для них установлена предельная эталонная стоимость. Кроме того, предусмотрена возможность правительственной комиссии по электроэнергетике принимать решение по дополнительному отбору в размере не более 10 % от годового объема либо от «залпа» для отдельных проектов, не прошедших отбор.

При этом 20 % отбора будет приходиться на вторую ценовую зону и 80 % на первую. На Дальнем Востоке, поскольку это не ценовая зона, отбор будет осуществляться следующим образом: будут определяться проекты, которые необходимо реализовывать (в данном случае речь идет фактически о замене старых станций на новые), они будут отбираться по такому критерию, как невозможность дальнейшей эксплуатации конкретного объекта. После этого владелец данных объектов должен будет предоставить оцифрованный проект с окончательной стоимостью. Затем комиссия должна принять решение об утверждении данного проекта, его финансирование будет осуществляться за счет надбавки, собираемой с потребителей первой (европейская часть России и Урала) и второй (Сибирь) ценовых зон, а также Дальнего Востока.

– Для реализации дальневосточных проектов по новой программе модернизации мы заложили такую же базовую норму доходности – 14 %, как и для проектов, реализуемых в первой и второй ценовых зонах. В то же время не исключаем, что в процессе согласования документа с коллегами из других ведомств размер доходности может быть снижен, – говорит господин Кравченко. – Немаловажно, что механизм реализации новой программы модернизации на Дальнем Востоке требует принятия отдельного федерального закона. В этой связи отбор дальневосточных проектов для включения в программу модернизации может быть произведен в следующем году, а не в этом, как для проектов, реализуемых на европейской части России, Урале и Сибири.

Замминистра уточнил, что в документе также заложены определенные преференции для инвесторов, использующих отечественное оборудование, в данном случае – относящееся к газовым турбинам.

– В настоящий момент нам необходимо найти разумное сочетание между тем, чтобы, с одной стороны, – не отпугнуть инвестора и не создать дополнительную нагрузку на потребителя – с другой. Полагаю, коллеги из Министерства экономики в этом помогут, – подчеркнул Вячеслав Кравченко.

контакты

107076, Россия, Москва
ул. Электрозаводская, 33, стр. 4