На рынке ОРЭМ назрели кардинальные изменения

Российский оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) нуждается в реформах, которые позволят свести к минимуму диктат Администратора торговой системы и энергосбытовых компаний-посредников, определить справедливые цены на электроэнергию и тепло, устраивающие и потребителей, и производителей.

Так считает доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации управления в энергетике Петербургского энергетического института повышения квалификации (ПЭИПК) Павел Шевкоплясов. Он подчеркивает, что существующее положение дел порождает множество проблем – таких, как уход с рынка промышленных потребителей, которые недовольны завышенными ценами и нестабильным качеством электроэнергии, приходя в результате к решению строить свою собственную генерацию. И опорная база для предлагаемых преобразований существует, что избавляет от необходимости «изобретать велосипед», создавая альтернативную систему с нуля.«На мой взгляд, разрушительные тенденции были заложены в самой концепции реформы РАО «ЕЭС России», разделившей вертикально интегрированную структуру энергокомпаний, что называется, «по живому», на множество самостоятельных частных хозяйствующих структур, – говорит господин Шевкоплясов. – При этом подразу­мевалось, что на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМе) «крайне важно разделять физико-технологические и экономико-организационные аспекты формирования и удовлетворения спроса на электроэнергию». В результате мы получили настоящую паутину финансовых контрактов, не дающую возможности понять, каким образом назначается цена за поставленный ресурс, управляемую чем угодно, но только не классическими рыночными законами спроса и предложения».По данным Центра экономических методов управления в энергетике (ЦЭМУЭ) Корпоративного энергетического университета (НП «КОНЦ ЕЭС»), торговля электрической энергией, мощностью и множеством искусственно созданных услуг частных посредников осуществляется на ОРЭМе на основе более чем девятнадцати типов финансовых контрактов, игнорирующих технологическую сторону процесса. По сути, это торговля не электроэнергией, а финансовыми контрактами, которая фактически лишает потребителей электроэнергии возможности покупать ее напрямую от электрических станций или предприятий распределительных сетей. При этом каждый потребитель, принимающий условия финансового контракта, обязан доверить представление своих интересов перепродавцам – энергосбытовым компаниям, стоимость услуг которых никак не регулируется.

Суть предлагаемой реформы заключается в восстановлении структуры вертикально интегрированных электроэнергетических частно-государственных компаний (ВИК) в рамках Мин­энерго РФ, в преобразовании существующего рынка ОРЭМ в региональные рынки электроэнергии и тепла (РТС), в рамках которых и смогут конкурировать электростанции.

Между тем реальную стоимость электроэнергии определяет не посредник, а генератор, который ежечасно вырабатывает определенное количество электроэнергии согласно заданному сверху рабочему диспетчерскому графику. «Генератор сам вырабатывает электроэнергию и одновременно сам формирует ее конкурентоспособную цену по каждому часу графика, заданному диспетчером генерирующей станции с расходом конкретного топлива, – поясняет Павел Шевкоплясов. – Следовательно, выработка электроэнергии и одновременно формирование абсолютно прозрачной, конкурентной, стандартной цены ее производства осуществляется автоматически самим генератором без вмешательства в этот процесс Администратора торговой системы, Федеральной антимонопольной службы, Региональных энергетических комиссий (РЭК) и иных юридических лиц. В идеале у каждого генератора должна формироваться своя цена электроэнергии и тепла, что станет реальной основой для ценовой конкуренции между генераторами (агрегатами) электростанций, действующих в соответствии с едиными стандартами конкурентного цено­образования».

Суть предлагаемой реформы заключается в восстановлении структуры вертикально интегрированных электроэнергетических частно-государственных компаний (ВИК) в рамках Минэнерго РФ, в преобразовании существующего рынка ОРЭМ в региональные рынки электроэнергии и тепла (РТС), в рамках которых смогут конкурировать только электростанции.

Но кто станет «регулировщиком» этих рынков? «В рамках предлагаемой мною концепции это объединенные диспетчерские управления (ОДУ) Системного оператора Единой энергосистемы ЕЭС, – отвечает Павел Шевкоплясов. – Сегодня они выполняют лишь техническую роль, управляя режимами работы электростанций и сетей. В будущем они могут стать координаторами региональных рынков электроэнергии и тепла, более гибких и управляемых, чем единый оптовый рынок электроэнергии, который подчиняется по сути антирыночным законам. На наш взгляд, единственным выводом из псевдорыночного тупика является восстановление реальных закономерностей производства и поставок электроэнергии потребителям на рынках РТС».

От редакции: суть предложений нашего автора мы направили экспертам отрасли, которые участвовали в реформе энергетики, создали свои компании, внедряли инновации. К сожалению, наши респонденты предпочли не комментировать материал или высказаться устно и анонимно. Однако мы поделимся тезисами сказанного.

Практически все эксперты с уважением отнеслись к автору теории. Но для того, чтобы прокомментировать плюсы или минусы этой работы, по мнению одного из энергетиков, потребуется очень много времени, ведь в данном случае необходимо сопоставить науку с практикой и реальным положением дел в отрасли. Другой эксперт в области генерации отметил, что если первую реформу удалось сделать за довольно продолжительный срок и отрасль была к этому готова, то сейчас перестройка едва ли обойдется жизнью целого поколения, если подходить к делу основательно. И неизвестно, как это скажется на надежности энергосистемы в самом процессе реформирования. Специалист электросетевого комплекса сказал, что в данной теме нет очевидных достоинств и недостатков, которые можно было бы оценить как открытие в отрасли. Эксперт-теоретик отметил плюсы самого проекта реформы как научного труда, однако реализация ее на практике, с его точки зрения, представляется невозможной.

«ЭПР» готова продолжить дискуссию по данным предложениям и ждет ваших мнений, которые могут быть опубликованы в том числе и анонимно.

контакты

107076, Россия, Москва
ул. Электрозаводская, 33, стр. 4