Закон сохранения энергии
Надо ли поддерживать устаревшие тепловые электростанции
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» высказалась в том же ключе: «Необходимость возврата к нерыночным доплатам по механизму, аналогичному договорам о предоставлении мощности (ДПМ) для реализации проектов модернизации тепловой генерации, не подтверждается, — говорится в сообщении ассоциации. — На рынках электроэнергии и мощности (рынок на сутки вперед — РСВ, конкурентный отбор мощности — КОМ) действует маржинальное ценообразование, которое стимулирует к повышению эффективности генерации». Ассоциация обеспокоена тем, что в предложениях минэнерго отсутствует оценка социально-экономических последствий применения нерыночных доплат на масштабную модернизацию морально и технологически устаревших станций.
«Модернизация рассматривается как некая сверхзадача, ценность которой не подлежит сомнению и которая должна быть проведена в обязательном порядке, — рассуждает эксперт Анатолий Лазебник, один из авторов модели конкурентного рынка в России. — Необходимость модернизации в каждом конкретном случае должна обосновываться экономическими причинами. Сейчас существует большой избыток мощности, а в обосновывающих расчетах ожидаемый темп роста потребления до 2035 г. в разных сценариях принимался всего лишь от 0,5% до 1% в год. В такой редакции предлагаемая модернизация — это не что иное как просто отъем денег у потребителей на совершенно ненужные им мощности».
Тенденция рынка такова, что многие генерирующие компании уже активно модернизируют старые блоки без каких-либо сверхдоплат. К тому же никто из энергетиков, претендующих на ДПМ-2, пока не озвучил прогнозы, за счет каких технологических новаций последует снижение цены в будущем.
Модернизация в каждом конкретном случае должна обосновываться экономически
«Одно ясно: авторы предложенных проектов сами плохо понимают, как это все будет работать. Надеюсь, не будет, — пишет в соцсетях управляющий партнер в Агентстве энергетического анализа Алексей Преснов. — Конечно, глубокую модернизацию, а тем более что-то реально новое, более эффективное за те деньги, которые генераторы получают с КОМ и РСВ, провести нельзя. Но цена КОМ — это цена того «рынка», который, собственно, усилиями самих генераторов в первую очередь и создавался. Значит ли это, что вместо такого «рынка» нужно придумывать еще что-то такое, что сами инициаторы этой всей истории пока смутно представляют, и которую генераторы точно не «заказывали»?»
На недавнем общественном совете при минэнерго эксперты пытались выяснить, чем же руководствовалось ведомство, разрабатывая свои планы. По мнению главы Сбербанка и председателя Общественного совета при минэнерго Германа Грефа, пока ясности в данной программе нет. «Мы ясности не получили, а это очень важная история. Может быть, сформировать четкие критерии, вынести на Общественный совет, чтобы мы могли посмотреть на них. Большие суммы, серьезная история. Важно, чтобы все участники понимали правила игры», — сказал Греф. По его мнению, необходимо проработать параметры по эффективности и стоимости. «Тепловая генерация сегодня не самая эффективная, это доказывают события нескольких лет. Например, Siemens недавно объявил о сокращении 7 тыс. сотрудников и производства тяжелых турбин. Ранее это сделала корпорация GE. «В мире спрос на тяжелые турбины упал на 20 — 25% за последние 10 лет, мир движется в обратном направлении. Мы какие перед собой целевые параметры ставим? Что имеем в голове, когда триллионы рублей на тепловую генерацию пускаем? Мне не хватает понимания того, почему мы расходимся со всем миром», — задается вопросом Герман Греф.
В ответ на это замминистра энергетики Вячеслав Кравченко призвал всех быть реалистами, попутно разъяснив, что денег хватит только на модернизацию существующих мощностей, а если все строить «с нуля», то это в разы дороже.
Но эксперты расценивают такое мнение как достаточно спорное. Директор Энергетического центра «Сколково» Татьяна Митрова на этой неделе опубликовала исследование «Распределенная энергетика в России: оценка потенциала». Выводы исследования таковы: «Мы не разделяем распространенное среди регуляторов и основных игроков отрасли представление о том, что безальтернативным вариантом для компенсации этой потребности в мощностях является реконструкция большинства существующих крупных электростанций. Теоретически при полном использовании потенциала распределенной энергетики в России есть реальная возможность закрыть с ее помощью всю прогнозную потребность в генерирующих мощностях до 2035 года».
Иными словами, боязнь, что без ремонта старых станций нам не хватит электричества, необоснованна. У нас есть задел, чтобы сосредоточиться на внедрении новых технологий и строительстве современных источников производства энергии, идущих на смену отживших ТЭЦ.
Безусловно, в данном случае оценить справедливость тех или иных утверждений могут только эксперты в данной области. Но не вызывает никаких сомнений, что при разработке таких важных программ, как развитие энергетики, чиновникам необходимо слышать голос профессионального сообщества.